Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 108
  • +7 (473) 269-42-78
  • school101@govvrn.ru

Сведения

ЛРОС "Среда на УРА"

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Мы помогаем воспитать человека, способного делать осознанный свободный выбор и наделенного внутренними ресурсами для его реализации


Навигатор по навыкам XXI века

Навигатор по образовательным продуктам поможет вам проложить путь к освоению ключевых навыков будущего. Среди большого количества книг, курсов, игр, лекций, учебников, приложений, ресурсов, лагерей с помощью навигатора вы выберете именно то, что нужно и интересно вашему ребенку для успешного обучения и дальнейшего развития.

Программа по развитию личностного потенциала реализуется Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в МБОУ «СОШ № 101» г. Воронеж с 2020 года.

Управленческий проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды "Среда на УРА (успех, развитие, активность)"

Презентация управленческого проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды "Среда на УРА (успех, развитие, активность)"

Программа фокусируется на развитии личностного потенциала ребенка, помогая ему научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь.

Программа создает условия для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку.

Участие в Программе способствует обретению ребенком психологического здоровья и благополучия, развитию личностной зрелости и гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг.
Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала, с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития детей, а также средового подхода в образовании.

В основе Программы следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ);

  • Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (Российская академия образования);

  • Теория социально-эмоционального развития Е.А. Сергиенко (Институт психологии РАН).

  • Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);

  • Стратегическое проектирование в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);

Программа предлагает системное комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.

Программа восполняет в школах дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетенций, на которые нацелены ФГОС и Указы Президента РФ. Программа операционализирует эти цели и переводит их в прикладное решение для современной системы образования.

Решение реализуется через комплексное воздействие, которое включает:

  • Трансформацию образовательной среды в школах и детских садах,

  • Профессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки,

  • Освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки,
  • Обеспечение школ и д/садов современными инструментами и пособиями для развития детей с 5 до 18 лет,

  • Создание необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения для самостоятельного развития Программы в регионах-участниках.
Новые подходы к учебным материалам: представление учебно-методического комплекса "Социально-эмоциональное развитие детей"

Социально-эмоциональное развитие детей (состав учебно-методического комплекса)

Для обучающихся:

Вместе к мечте: как научиться общаться и сотрудничать

По дороге к знаниям: как эффективно управлять учебным процессом

Путь к мечте (как проложить маршрут)

Цифровые джунгли: правила самосохранения

Что значит "быть грамотным" в XXI веке


Для родителей:

Как научиться учиться

"Молчит - значит, не выучил": как эмоции влияют на успехи в школе

Зачем нам что-то менять? Что важно знать родителям о школьном образовании

Для учителей:

Новые подходы к учебным материалам: представление учебно-методического комплекса "Социально-эмоциональное развитие детей"


«Среда на УРА» Т.Л. Сунцова, директор СОШ № 101 г. Воронежа

Возможно, кто-то скажет, что нашей школе просто повезло: новая (открылась 01.09.2016 года), оснащенная, просторная, расположена в новом микрорайоне. В школе, которой всего 5 лет, не надо ломать стереотипы, что-то перестраивать. И это действительно так. Но вместе с этим: несформированность педагогического, детского и родительских коллективов, отсутствие традиций, единых требований (1930 учащихся и 92 педагога, пришедших из разных образовательных учреждений). У всех разные представления о том, как должна выглядит школа, что в ней должно быть. Но сошлись все в одном: нужна школа, в которой будет интересно, комфортно учиться и работать, где каждый ребенок и взрослый сможет найти то, что нужно именно ему, где каждый будет чувствовать себя успешным. Так в школе рождается первый проект по разработке бренда «Школа личного успеха». Много было сделано, но вопросов по реализации проекта становилось все больше: как помочь ребенку самоопределиться и как выстоять в нашем непростом мире; как правильно, неконфликтно взаимодействовать в школе; как детям и взрослым научиться управлять эмоциями, как наиболее эффективно помочь педагогу, как устроить пространство, в котором будет хорошо и тем, кто любит тишину, и тем, у кого энергия бьет через край. Вопросов становилось все больше. К счастью, в это самое время Благотворительный Фонд «Вклад в будущие» и МГПУ объявляют об обучении по Программе по развитию личностного потенциала. Участие в программе началось с обучения управленческой команды. Мы впервые узнали, что формирование ЛРОС необходимо проводить с учетом основных характеристик (В.А.Ясвин) и по трем компонентам (организационно-технологический, социальный и пространственно-предметный), познакомились с новыми понятиями: личностный потенциал, эмоциональный интеллект, ЛРОС, ПОС, культура ненасильственного общения, модульное пространственное решение «КУБРИК» и др. Стало понятно, что сформированная ЛРОС позволит устойчиво актуализировать потенциалы личности и школьного сообщества, удержать атмосферу творчества, преумножить ситуацию успеха.

Управленческая команда начала работу над проектом «Среда на УРА» (успех, развитие, активность). Для обсуждения и принятия проекта в школе была выбрана форма «Открытый педагогический совет», в котором приняли участие педагоги, председатели родительских комитетов, ученики (представители от каждого класса), Совет старшеклассников. После выступления директора началось обсуждение. По двум компонентам, социальному и организационно-технологическому, обсуждение проходило с помощью техники «Метод Киплинга» (все участники были распределены по группам и работали над вопросами «Что изменить?», «Где изменить?», «Когда изменить?», «Как и зачем изменить?»).

Ответы всех групп были оформлены на доске, и все смогли увидеть объекты изменений (что потом и вошло в проект). Затем был изменен состав групп и начался мозговой штурм: группы искали ответ на вопрос «Что можно сделать в школе для формирования ЛРОС?». Каждой группе была предоставлена возможность защитить свои предложения.

Обсуждения по пространственно-предметному компоненту среды были проведены по технике «120 комнат». Каждому участнику была дана возможность обсудить это задание с семьей, с классом, с друзьями и предложить образовательные зоны, нестандартные помещения, тематические и именные кабинеты с названиями и назначениями. В это время школьные психологи изучали параметры среды (В.А. Ясвин), построили векторную модель среды и графическое представление результатов мониторинга школьной среды, которые были предоставлены участникам педагогического совета. Для научного руководства проекта был заключен договор с заведующей кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, доктором педагогических наук, профессором Шакуровой Мариной Викторовной (идея названия проекта принадлежит именно ей).

Кроме того, в школе была создана творческая группа разработки управленческого проекта (члены которой затем стали участниками педагогического модуля).

Подробнее о проекте. Главная цель проекта – создание в школе творческой сбалансированной ЛРОС, которая за счет разнообразия, многофункциональности, гибкости обусловит успешное строительство «Школы личного успеха».

В образовательную программу школы должны быть внесены изменения: введены индивидуальные учебные маршруты обучающихся, курсы по выбору (8–11 классы), метапредметные курсы «Проектные мастерские» (2–10 классы); рабочие программы по предметам дополнены образовательными событиями, в том числе «Живыми уроками», интегрированными уроками, уроками финансовой грамотности, уроками «Дети детям», курсами эмоционального интеллекта и развития личностного потенциала, уроками по технологии «4К»; разработаны курсы по внеурочной деятельности (2–10 класс). Модернизирована система оценивания (и уже осуществлен переход от среднеарифметической к средневзвешенной системе оценивания, опробована система оценки планируемых результатов на общешкольной платформе «Смартфолио» с возможностью корректировки промежуточных и итоговых результатов, введением критериальной оценки).

Должны быть созданы центры по работе с высоко мотивированными и низко мотивированными обучающимися. Получит дальнейшее развитие проектная деятельность, которая будет являться естественной средой для формирования и оценивание «4К». Реализоваться общешкольный проект «Школьные проекты для реальной жизни». Укрепятся социальные связи с Воронежским государственным университетом, обучающиеся должны получить доступ к учебным базам других университетов. Воспитательная работа будет переведена на модульный принцип в рамках реализации Программы воспитания, будут конкретизированы задачи воспитания на уроках, внеурочной деятельности, дополнительном образовании.

В социальном компоненте будет опробована система «Дублер» (директора, заместителей директора, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, психологов, социального педагога), открыты школы «Ты лидер», «Юный инспектор», «Юный пожарный», продолжит работу отряд «Юнармия». С целью социально-эмоционального развития, помимо учебно-методического комплекса, со 2 по 9 класс будут введены курсы школьной психологической службы «Ненасильственное общение». Для снятия напряжения и создания комфортного климата в школе будут заключены соглашения о взаимоотношениях. В каждом классе и учебном кабинете будет использован «Измеритель эмоций», в каждом корпусе – «Открытая стена». В рамках воспитательной работы активизируется деятельность органов ученического самоуправления, будет разработана и реализована программа выявления, обсуждения и принятия школьных ценностей с учетом возраста обучающихся.

Первые результаты. В 2020–2021 учебном году в школе созданы ПОС, которые заменили методические объединения и частично систему внутришкольного контроля. Работа ПОС опирается на современные информационные технологии, для изучения опыта коллег используется кинозал и электронный продукт «Вебинар+». Для привлечения педагогов к этой форме работы проведена необходимая разъяснительная и мотивирующая работа, а также разработан новый локальный акт, закрепляющий и стимулирующий развитие данного направления деятельности. Разрабатывается план методической учебы педагогов которое будет проводиться по индивидуальным учебным планам.

В пространственно-предметном компоненте в школе создаются возможности для выбора вида деятельности, отдыха, психологической разгрузки всех участников образовательных отношений.

Предметно-пространственная среда – единое пространство, оформленное в едином стилевом решении, где каждое помещение реализует несколько функций, есть место для работы групп, коллектива. Оно отвечает потребностям учителей и детей для индивидуальной работы. В учебных кабинетах обязательны МФУ, смарт-доски, в рекреациях обеспечена возможность посмотреть презентацию есть открытые полки с книгами. Мобильная мебель позволяет моделировать пространство, изменяя его под конкретные задачи.

В помещении школы определены зоны, часть из которых уже появилась: краеведческие уголки (три уже есть), зоны отдыха (одна уже создана), зона работы с компьютером, зоны открытого библиотечного пространства. С сентября проводятся уроки в школьном кинотеатре, университетской аудитории. Прорабатываем проекты ЛРОС для отдельного класса, кабинет имени Бунина, тематического кабинета «Воронеж вчера и сегодня», готовятся материалы для мотивационных и познавательных стендов (некоторые уже сделали). Идет работа над пространством школьного кафе

В зоне для 5–11 классов начата работа над созданием именных и тематических кабинетов, появилась оборудованная видео- и фото-студия, редакции школьных газет. Мастерские и кабинет робототехники объединятся в единый блок (фаб-лабораторию) и оборудование уже закуплено. Школьная медиатека теперь состоит из библиотеки, открытого библиотечного пространства, кинозала, университетской аудитории (для проведения диагностических процедур, занятий на два класса), конференц-зала, тем самым появилась возможность для проведения индивидуальной, групповой, фронтальной работы, прослушивания лекций, проведения вебинаров. Наличие необходимого комплекта ноутбуков предоставляет возможность для проведения различных видов работ, прежде всего проектной.

Территория школы будет (после отмены ограничительных мер) полноценно использоваться для проведения «Живых уроков» и других форм урочной и внеурочной деятельности. Актовый зал планируется задействовать не только для школьных образовательных и воспитательных событий, но и для совместных мероприятий с социальными партнерами, иными представителями социокультурной среды (лекции, встречи, беседы и т.п.).

В 1-х, 2-х, 5-х, 8-х классах учителя и психологи начали работу по УМК «Школа возможностей». С января начали курс по формированию компетенций «4К». Старшеклассники изучают правила настольной игры «Путь в будущее», онлайн-игру «4 сезона», мобильное приложение «Выбор». Работаем над дизайном личного календаря для каждого ученика «Календарь личного успеха». Разрабатывается проект Соглашение о добре и мире. Для составления индивидуальных учебных маршрутов внесены изменения в учебный план, который позволил обучающимся (и родителям) выбрать форму обучения, образовательную программу в 1 и в 5 классах, уроки физической культуры в зависимости от группы здоровья, уровень обучения математике и русскому языку, профиль обучения, включить в свой учебный план предмет по выбору. Реализуем проект «Школьный проект для реальной жизни», разрабатываем курс «Бесконфликтное общение».

Впереди много работы, но это значит много побед и положительных эмоций.

Бренд «Школа личного успеха»


«Открытый педагогический совет»

   

     

Урок «4К» 2 класс

     

Среда школы

Краеведческие уголки:

     

     

Зона отдыха:

     

Мотивационные стенды:

     

Проект «Умные стены»

     

Игровой комплект «Палитра эмоций» в работе